Укртранснафта будет перерабатывать нефть по завышенной цене

02.05.2012

Вчера оператор нефтетранспортной системы Украины компания Укртранснафта сообщил в системе раскрытия тендерной информации о подписании 13 июля договора на закупку 560 тыс. т казахской нефти Tengiz у швейцарской Transit. Весь объем будет переработан на Кременчугском НПЗ на давальческих условиях. Согласно сообщению, переработка нефти обойдется в 670 грн./т, а стоимость ее хранения - 1 грн./т в сутки.

Как пишет КоммерсантЪ-Украина в материале Кременчуг взяли на переработку, эта нефть обойдется Укртранснафте гораздо дороже, чем та, что закупают российские и белорусские НПЗ. Согласно контракту, ее стоимость будет привязана к котировкам марки Brent на Platts на момент закупки минус скидка в $2,8/т на момент ее приобретения. Закупка произойдет в августе.

Стоимость переработки нефти на Кременчугском НПЗ, указанная в сообщении, также выше рыночной. Так, в конце прошлого года соглашение о переработке давальческой нефти с Нафтогазом заключил Лисичанский НПЗ. Тогда в системе раскрытия тендерной информации говорилось, что стоимость переработки составит 288 грн./т.

Директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн говорит, что с прошлого года стоимость давальческой переработки не могла существенно подорожать. Если цена выросла, то только на размер инфляции, а затраты остались практически на том же уровне, - соглашается с ним директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. По его оценкам, переработать тонну нефти на давальческих условиях на российских и белорусских НПЗ сегодня стоит $50-70 (400-560 грн./т).

Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко допускает, что стоимость переработки на Кременчугском НПЗ может быть несколько выше, чем на Лисичанском. У Укртатнафты выход светлых нефтепродуктов больше, а технологический процесс несколько сложнее, чем у Линоса, - говорит он. Впрочем, Куюн отмечает, что разница в цене на переработку в этой связи может составлять не более 20-25%.

Источник издания в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности министерства говорит, что контракт между Укртранснафтой и Укртатнафтой нужен в первую очередь не для заработка, а для формирования резерва нефтепродуктов, предназначенного для аграриев. В этой ситуации никто не считался с затратами. Лисичанский НПЗ простаивает с марта, и нужно время, чтобы его запустить, а Кременчугский работает, - говорит он.